Аделина Ибатуллина: «Ставлю на себе эксперименты»

05.12.2018
Аделина Ибатуллина

Российская пятиборка Аделина Ибатуллина в эксклюзивном интервью News.ru рассказала о том, как пришла в свой вид спорта, почему стала вегетарианкой, какие эксперименты над собой она ставит и зачем ей нужен аккаунт в Instagram.

Иван Адаменко, News.ru

Из плавания в пятиборье


— Как вы оказались в пятиборье? Из какого вида спорта туда пришли?
— Я пришла из плавания, как и большая часть тех, кто выступает в пятиборье. По случайному стечению обстоятельств, кстати. Я должна была стать многообещающей пловчихой, но поняла, что пятиборье перспективнее, имеет больше возможностей. В возрасте 11 лет стала добавлять к плаванию другие дисциплины, чтобы полноценно перебраться в новый для себя вид спорта.

— Перспективнее, так как конкуренция меньше?
— Да, я это и имела в виду.

— А кто подсказал, что лучше перейти в пятиборье? Вряд ли кто-то сможет в 11 лет сам дойти до такого решения.
— Тёте одна спортсменка посоветовала меня перевести в пятиборье. Мол, в плавании довольно сложно прорваться на ведущие роли. Плюс в Уфе неплохая школа пятиборья. Поэтому меня и перевели туда.

— Какая дисциплина поначалу больше всего пугала?
— Пугала… Изначально несколько опасалась взаимодействий с лошадью, очень необычно для ребёнка это всё. А больше ничего в голову и не приходит. Не скажу, что были страхи, просто переживания небольшие. Сложности? Разве что в том, что надо всё хорошо было совмещать с учёбой (смеётся).

— Не было проблем со стрельбой?
— Если честно, пистолет — это вообще прямо моё. Проблемы в какой-то период начались с фехтованием. Так как была ещё ребёнком, меня поставили в четырехборье, а там с опытными девчонками было сложно конкурировать в работе со шпагой. Заходило тяжко, но затем проблемы прошли.

— Сейчас вы перебрались из Уфы в Московскую область. С чём это связано?
— Тут более сильный спортивный центр, плюс стало значительно меньше перелётов. Раньше мне приходилось ехать со всех соревнований и сборов в Уфу — это логистически очень сложно, иногда бывает по три перелёта, занимает много времени. Да и условия в Московской области будут получше.

— Можно сказать, что почти все пятиборцы — это выходцы из регионов? Москвичей в данном виде спорта не так и много.
— Вообще мало москвичей в столице, все приехали в неё из регионов (смеётся). Такое положение дел ведь во многих видах спорта: собирают, централизуют. В Москве действительно больше возможностей, спарринг-партнёров. В нашем виде спорта без этого очень трудно.

— Первые два номера российского рейтинга — Гульназ Губайдуллина и Ульяна Баташова. Насколько тяжело с ними конкурировать?
— Я бы сказала, что конкурировать с ними не так тяжело, как находиться в одной обстановке на сборах. Очень много у нас хороших спортсменок, матерых. Это всё несколько давит. А так — да, смотришь на них, перенимаешь опыт. Иного варианта сравняться с ними по уровню просто нет.

— Заметил, что в пятиборье у нас достаточно молодые спортсменки. Это фишка данного вида спорта или просто у нас такие юные лидеры?
— Моё сугубое мнение: пиковый возраст для спортсменки — это 26−28 лет. В этом возрасте ты можешь показать в пятиборье максимальные результаты, а позже уже начинается спад в циклических видах. В России сборная омолодилась за последнее время, это всё были шаги нашей федерации. Раньше на турниры возили только взрослых девочек, а молодых задвигали. Сейчас поняли, что тенденция должна быть другой, поэтому больше внимания обратили на тех же юниорок. Это способствовало тому, что у нас лидеры национальной команды такие молодые.

— То есть та же Губайдуллина и Баташова пока не достигли своего пика и ещё могут прибавить?
— Совершенно верно.

Сборная будет работать централизованно


— В биатлоне команда готовится к сезону всегда централизованно, а у вас все разбивается по тренерам? Вы с Гульназ сейчас находитесь в Испании, а та же Баташова уехала в Киргизию.
— На самом деле это какая-то ошибка нашей системы, ведь сейчас в Аликанте находится сборная России. Ульяна Баташова со своим личным тренером решила, что ей больше подойдёт подготовка в Киргизии. Но это всё индивидуально. Думаю, в ближайшем времени мы все будем работать централизованно, что позволит проводить хорошие спарринги. Бег и плавание ладно, но фехтовать надо всегда с сильными, а то никакого роста профессионального не будет.

— В индивидуальных видах спорта, особенно в женских, существует много подводных течений и подковерных игр, не самые хорошие отношения в коллективе. Есть ли что-то подобное в пятиборье или у вас всё достаточно мирно?
— У нас такого нет. Если только какие-то индивиды хотят выделиться, то, может, и занимаются этим. Конечно, какие-то мелкие неприятные моменты случаются, но каких-то глобальных вещей — украсть или сломать что-то — нет. По крайней мере, я о таком не слышала и мне никто не жаловался. Только тренеры могут пособачиться друг с другом, а у спортсменов контакт хороший.

— То есть они бьются за своих?
— Да, конечно. Продвигают своих всеми возможными способами.

— Со стороны, кстати, кажется, что Губайдуллина взяла вас под своё крыло. Это так или просто ложные ощущения?
— Только в этом сезоне мы начали вместе работать, до этого Гульназ готовилась ко всем соревнованиям одна вместе с личным тренером. Мы сейчас друг друга начинаем стимулировать к развитию. На сегодняшний момент считаю, что да, я под её опекой.

— Даёт ли она какие-то профессиональные советы?
— Бывало. Я могу у неё что-то спросить, можем обсудить что-либо. Стараемся общаться в разных ключах и в профессиональном тоже.

— Глянул на ваши соревнования — вы круглый год где-то задействованы. То сборы, то внутрироссийские турниры, то международные…
— У нас круглый год так происходит. Либо соревнования, либо подготовка к ним. Недели две отдыха есть. К счастью или к сожалению, но вот такая жизнь у пятиборца.

— Не наедаетесь спортом? У вас ведь всё циклично. Двух недель вряд ли достаточно, чтобы «выключить» голову и отдохнуть.
— Это точно. На самом деле это парадокс пятиборья. Кажется, вот у нас пять видов спорта, всё такое разное и никогда не надоест. Но это такая рутина, каждый день всё повторяется. Но как по мне — приедается не сам спорт, а вся эта суматоха, сборы и сопутствующее им напряжение. Это меня угнетает, к сожалению.

— А коллеги по национальной команде не надоедают? Не возникают мысли — «скорее бы две недели отпуска, так как видеть вас не могу»?

— Иногда такие мысли возникают, но у меня редко. Понятно, что мы все иногда бываем уставшие. Обычно мы все разряжаем напряжение какими-то шутками, редко когда получается какой-то «дисконект» в общении на фоне усталости.

— У вас сейчас пятое место во внутрироссийском рейтинге. Довольны своим положением?
— Прошлый сезон был очень сложным для меня, много времени провела в разъездах. Думаю, дома пробыла только неделю где-то. Было из-за этого трудно. Можно было значительно лучше выступить на некоторых турнирах, если бы грамотно выстроить подготовку. Но это был первый серьезный год, мы учтём все недочеты. Так что скажу, что данная позиция — это неплохо, будем дальше расти.

Цель — Олимпиада


— Каковы перспективы российских спортсменов на мировой сцене?
— У нас сильная сборная, которая несколько лет подряд признавалась лучшей. В минувшем сезоне несколько подкачали ребята, не показали своего результата. На мой взгляд, это связано с тем, что были проблемы с подготовкой, точнее, небольшие её погрешности. А если о перспективах, то у нас за последние четыре Олимпиады три золотые медали заполучили мужчины. Это о многом говорит. Девушки в России пока только набирают обороты. Мне кажется, на следующей Олимпиаде женская национальная команда будет вполне конкурентоспособной.

— То есть сейчас всё делают с прицелом на Игры?
— Да, именно такая подготовка сейчас и начинается у команды.

— Каких турниров нам ждать в ближайшее время?
— Первый старт будет в конце декабря, затем буквально через месяц будет ещё одно соревнование. Оба турнира пройдут в России и станут отборочными к этапам Кубка мира. Если честно, пока календаря не видела, но отмечу, что весь «движ» у нас начинается летом. Все основные старты именно в это время.

— Уже сейчас старты идут с акцентом на лето?
— Конечно. Ты вроде бы как отбираешься на первые международные старты, но в то же время надо постараться не «убить» себя к лету. К главным турнирам сезона всегда хочется подходить на пике формы, поэтому важно соблюдать тонкую грань во время подготовки, чтобы не перенагрузить организм.

— Насколько тяжело почти постоянно поддерживать форму на достаточно высоком уровне? График-то у вас достаточно плотный.
— Тяжело, действительно. Не могу какую-то схему работы обрисовать. Все происходит методом проб и ошибок. Чем опытнее спортсмен и тренер, тем более ровно они могут пройти сезон. Опять же повторюсь, всё это весьма непросто.

— Случались какие-то смешные истории, связанные с подготовкой к турнирам или выступлению на них?
— У нас соревнования проходят в различных странах, но не всегда они готовы к принятию столь значимых соревнований. На моем первом этапе Кубка мира в Египте мне попалась лошадь, у которой были проблемы с амуницией. Подпруга, которая соединяется с седлом, была велика коню, поэтому седло очень сильно болталось. Там ещё в самом седле торчал гвоздь (смеётся). И тебе ведь от этого никуда не деться, к сожалению. А так ничего такого уж веселого не было.

— Часто ли за карьеру «летали» с коня? Мне кажется, на турнирах не всегда очень быстро удается наладить контакт с животным. На Кубке Кремля, к примеру, поляки с наших лошадей летали по всей арене.
— Да, такое случается. Без этого у нас никуда, но я такие истории не отношу к разряду веселых, если честно (смеётся).

— А езда вообще вызывает большой стресс у спортсмена? С бегом, стрельбой и плаванием всё понятно, но ведь лошадей вам дают незадолго до соревнований.
— Это ведь всё индивидуально. Кто-то очень сильно переживает по этому поводу, для кого-то это не столь нервозатратно. Каждый по-своему всё переносит и готовится. Я стараюсь к коню подходить беспристрастно, отстраняться от него и просто работать, делая все, что можно.

— Задабриваете животное сахаром или яблоком, чтобы наладить взаимоотношение?
— Такого никогда не было у меня, чтобы за яблочко лошадь чисто отработала (смеётся). Это на самом деле никак не задабривает животное, предрассудок просто. Лошадь съест то, что ты ей предлагаешь, и дальше будет вести себя по своим поведенческим нормам. Тут всё зависит от того, как лично ты будешь себя вести.

Путь к вегетарианству


— У вас достаточно энергоёмкий вид спорта, который требует активного потребления пищи. Вы, как я знаю, вегетарианка. Как пришли к такому?
— Это весьма животрепещущая тема. Была уверена, что вы её стороной точно не обойдёте (смеётся). Моя история — это всё про здоровье. Я считаю, что это весьма логичный способ жить и существовать в этом мире. Для меня это нормально и некоим образом не затрагивает тех, кто не разделяет мою любовь к вегетарианству. Своим родным без проблем готовлю мясо, хотя его не ем. Не чувствую никакого ущемления в плане питания.

— Если бы во время беседы мне пришлось употреблять сочный стейк, это бы не вызвало отвращения?

— Нет. Я, вероятно, подумала, что это небольшая невоспитанность (смеётся). А так — вполне спокойно отношусь, это ведь выбор каждого человека.

— А что вы в итоге употребляете в пищу, а что нет? Кроме мяса, о котором мы уже поговорили ранее.
— Не ем все виды мяса, да. Рыбу я употребляю планомерно, набирая из неё все необходимые мне вещества и микроэлементы. Вообще считаю, что человек способен без проблем жить на вегетарианской еде. У меня очень неоднозначное отношение к молоку, но из-за занятий спортом не планирую так серьезно с собой экспериментировать. В моем рационе есть яйца, а также молочные продукты.

— Как вы к этому стилю в питании пришли? Это ведь какое-то осознание должно быть: что ты ешь и зачем. Может, по медицинским показателям.

— Мне всё это было изначально интересно, изучала. Сделала вывод, что хочу быть здоровой и сильной, плюс жалко мне животных. Впервые такое отношение к еде я увидела со стороны папиной подруги, которая пришла к нам в гости и отказалась есть суп, аргументируя тем, что зверушек не ест. Тут я поняла, что действительно их можно не употреблять в пищу. Когда ведь есть какой-то выбор, надо его сделать. Я вот отказалась от мяса.

— Сходили, небось, в какой-нибудь фастфуд перед переходом в вегетарианство, чтобы мяса поесть в последний раз.
— Наесться впрок, ага (смеётся).

— Перемены в питании как-то сказались на спортивной форме?
— Чувствую, что прогресс у меня есть, следовательно, смена питания мне не помешала, не остановила развитие. Но моральный камень с души точно упал, в этом плане мне стало гораздо легче.

— Как давно вы стали вегетарианкой и что вообще сказал по этому поводу тренерский штаб национальной команды? Тяжело ли было продумать особое питание?
— Первый тренер, с которым я занималась в Уфе, воспринял всё весьма скептично. Сказал, что если результатов не будет, у меня в рацион снова вернётся мясо. Нынешний наставник понял меня, ничего мне не навязывал. Сейчас мы просто подбираем какие-то витамины, макроэлементы. Стараюсь следить за белком, надо его в необходимом количестве «доедать». Сдаём анализы всяческие, которые показывают состояние организма, периодически ставим различные эксперименты на себе. Выявляем то, что способствует лучшему поддержанию различных элементов в крови. Можно сказать, что смотрим, пробуем, развиваемся.

— Какой из последних экспериментов над собой вы поставили?
— На сборе в Кисловодске на протяжении трех недель пила по стакану или по два местной минеральной воды. Регион же как раз знаменит своими источниками. Замерила уровень железа до курса, а затем и после. Могу сказать, что в организме стало больше железа. Но, естественно, возможности постоянно пить данную воду из источника у меня нет, но для себя такую галочку в листе питания поставила.

— А значительно ли цифры поменялись за три недели?

— Пожалуй, да. У меня всегда было не особо много железа в организме, можно сказать, что почти уходило за пределы нормы. А вот после употребления минералки показатели выросли.

Социальные сети


— Не могу в разговоре обойти ваш аккаунт в Instagram. Вы там рассказываете о правильном питании, делаете какие-то мотивационные посты.
— На самом деле, мне очень нравится, когда люди вдохновляются моими какими-то публикациями. Если нахожу в этом какой-то отклик, получу кучу вопросов — это же хорошо. Мне интересно делиться своим опытом, ведь если держать знания в себе, со временем они просто испарятся.

— Не сильно это отвлекает от работы? У вас ведь почти все посты такие объемные, продуманные.
— Я считаю, что у меня всё с этим плохо, потому что непостоянно это делаю. Если ребята просят какие-то интересные рецепты, всегда делюсь с подписчиками. Много ли времени? Я бы не сказала. Для меня все равно спорт всегда будет на первом месте. Если что-то будет идти в ущерб пятиборью, я отложу это.

— Не утомляет общение в социальных сетях? Красивая и молодая девушка, которая занимается спортом… Уверен, ваша «личка» просто забита сообщениями.
— Если меня что-то напрягает в сообщении, я на него просто не отвечаю (улыбается). Да, это все может очень сильно утомлять, так что стараюсь сделать так, чтобы социальные сети меня «не засосали». Думаю, у меня и так есть куда девать свои силы и время.

— Согласитесь, через социальные сети как раз можно продвигать в массы пятиборье, которое не слишком уж и раскручено?
— Конечно. Через них определенно стоит этим заниматься. Но это не главное, по крайней мере, я на этом не зацикливаюсь. Хотя приятно, когда люди начинают немного разбираться в пятиборье. Раньше вот таксисты, которые перевозили с большим количеством экипировки, даже не могли назвать те виды спорта, которые входят в пятиборье. Думали, к примеру, что это борьба. Сейчас же картина очень изменилась, что не может не радовать.

— Сколько раз вам в Instagram за последнее время писали с предложением руки и сердца?
— Ну раза два было, да. Какие-то иностранцы писали. Прикалываются, наверное. Мне становится обидно, что я пишу такие интересные посты, а они их не читают, предлагая мне выйти замуж (смеётся).

— Давайте перейдём ближе к спорту. Какие глобальные цели ставите перед собой?
— Тут цели у всех одни — заветная Олимпиада. Это не про то, что тут главное не победа, а участие. Занять просто чьё-то место на турнире — это фигня. Надо бороться за медаль. А локальные цели — продолжать совершенствоваться. У нас ведь каждый вид надо отрабатывать по полной, иначе ничего в пятиборье в итоге не получится. Надо становиться сильнее. Не только физически, но и психологически.